Неосознанная немотивированность – это нечто, составляющее основу любой деятельности: есть масса знаний и навыков, не входящих в сферу профессиональных и иных интересов человека, поэтому он просто не задумывается об овладении ими. Это не тот уровень, который следует обсуждать в связи с корпоративными тренингами. Ведь они, по определению, организуются для целенаправленной реализации профессиональных задач.
А вот осознанная немотивированность заслуживает упоминания в обсуждаемом контексте. Дело в том, что активное сопротивление корпоративной задаче изучения иностранного языка, как правило, возникает со стороны тех сотрудников, для которых в этот момент существуют более актуальные, в том числе и профессиональные приоритеты. Встретившись с такой реакцией, гораздо эффективнее, на мой взгляд, спросить: “А чему бы вы сами хотели научиться в дополнение к имеющимся у вас профессиональным навыкам для того, чтобы быть более эффективным и успешным в своей работе?” Чем сильнее негативная реакция на предлагаемые языковые курсы, тем больше вероятность того, что у человека уже сложилось представление о том, в каком направлении ему сейчас важнее всего профессионально совершенствоваться. И реализовав именно эту потребность, он принесет наибольшую пользу в своем коллективе.
Вот один “некорпоративный” пример на эту же тему:
Некий очень успешный бизнесмен корейского происхождения попросил меня “замотивировать” его дочь на изучение корейского языка. Не говорящая по-корейски девочка была определена родителями на
восточное отделение одного из престижных филологических факультетов изучать язык предков. И вдруг оказалось, что по языку она слабее всех других в группе, причем некорейцев! К третьему курсу ситуация обострилась настолько, что речь зашла об исключении. “Я неспособна к языкам”, “я трачу столько времени на учебу, а результатов нет”, – повторяла она мне вновь и вновь. Однако, когда зашла речь об английском языке, выяснилось, что ситуация для нее здесь далеко не столь критическая, как в корейском.
“- Твои родители хотят, чтобы ты доучилась на филфаке. А чего же хочешь ты сама?
– Уйти из университета и стать парикмахером!
– ???
– Посмотрите на мою прическу. Я стригу себя сама! И всех подруг тоже…”
Стрижка действительно была восхитительная. А дальше в разговоре выяснилось, что эта 19-летняя девушка уже в деталях продумала свой бизнес-план: как и где она будет учиться, чтобы стать Мастером Создания Стиля Человека, где будет совершенствовать свое мастерство, в каких конкурсах будет участвовать, как откроет собственный салон. А потом станет владелицей лучшей в городе и всем регионе сети салонов-парикмахерских и предприятий службы быта… Сейчас она учится на экономическом факультете и одновременно получает профессию парикмахера-стилиста. Она знает, что впереди участие в международных конкурсах и создание собственного бизнеса. И как-то само собой пошли оба иностранных языка, просто потому, что теперь она стала ощущать, что каждый прожитый день приближает ее к ее собственной цели, а не отдаляет от нее.
Осознанная, внешняя мотивация – это типичное состояние, в котором на тренинг приходит большинство корпоративных клиентов, да и многие из участников моих групповых семинаров. Как правило, это не только констатация того, что “начальство хочет, чтобы я знал английский”, но и утверждения типа: “я пришел на этот тренинг, потому что по работе английский мне нужно было выучить еще вчера”, “я понимаю, что без овладения этим иностранным языком мой дальнейший карьерный рост невозможен”. В общем виде это ощущение, которое можно выразить фразой “мне необходимо выучить иностранный язык”. Обратите внимание на безличную конструкцию подобных формулировок в русском языке. Они свидетельствуют о том, что, как бы убежденно ни звучали подобные утверждения, все равно человек на этой стадии ощущает себя не как активный субъект, а как объект внешнего воздействия. И поэтому такой человек обычно добавляет: “но у меня нет времени”, “но мне надо бы сначала….”, “но у меня нет способностей к языкам”, “но я не могу найти хорошие курсы и хороших учителей” и т.п. Переформулировав знакомый со школы закон физики, можно сказать: “Сила внешнего воздействия равна силе внутреннего противодействия”. Именно на этой стадии люди, безусловно осознавая, что иностранный язык им нужен, склонны находить оправдания, почему “язык не дается”.
Разбирая на своих семинарах стратегии успеха и неудачи (и не только в изучении иностранных языков), я неизменно обращаю внимание аудитории на то, что прямой путь к неуспеху начинается именно тогда, когда человек вместо того, чтобы оценивать, что и как он может сделать лучше, начинает искать оправдания своим неудачам. Это значит, что бессознательная программа по достижению негативного результата уже запущена, а дальнейшие действия будут лишь ее последовательной реализацией. И до тех пор, пока не появится настоящая
внутренняя мотивация, результаты могут до обидного не соответствовать затрачиваемым усилиям.
Осознанная внутренняя мотивация – это именно то, что участники начинают создавать для себя с первого дня тренинга. Это спокойная уверенность в отношении изучения иностранного языка: “я могу”. Я предлагаю целый ряд специальных упражнений и техник, позволяющих каждому из участников достичь этого. Это и психологическая проработка правильной постановки задачи, учитывающая такие составляющие, как четкое “физическое” ощущение желаемого уровня свободы владения иностранным языком, определение временных рамок
достижения цели и тех промежуточных этапов, которые позволят контролировать продвижение к конечному результату, и многие другие. Это и включение задач, связанных с изучением иностранного языка, в субъективную реальность каждого из участников тренинга.
Речь идет как об интеграции личных целей и задач компании (в случае корпоративного тренинга), так и об интеграции иностранного языка в структуру жизненных целей и личностных ценностей конкретного человека. А также об осознании того, как достижение цели, связанной с овладением иностранным языком, изменит твою жизнь и жизнь твоих близких, и какие новые заманчивые возможности эта цель, будучи достигнутой, откроет тебе в будущем.
Бессознательная внутренняя мотивация – это то состояние, к которому каждый из участников идет в течение всего процесса тренинга. Большая часть информации и упражнений тренинга направлена как раз на то, чтобы люди примерили на себя стратегии полиглотов, почувствовали азарт и удовольствие от быстрого продвижения во всех аспектах изучения иностранного языка. А именно – в постановке фонетики и имитации мелодики иностранного языка, в запоминании его лексики и идиоматики, в осознании красоты и гармонии его грамматической системы; ощутили радость говорения на иностранном языке и легкость его понимания. Именно тогда приходит состояние “я хочу и я буду”.
В последний день тренинга все полученные знания интегрируются в упражнении на линии времени. В его ходе каждый из участников уже на бессознательном уровне выстраивает для себя такую программу движения к поставленной цели, куда оказываются включенными те компоненты тренинга, которые наиболее соответствуют его индивидуальности – “и пальцы просятся к перу, перо к бумаге…” Это и есть то состояние вдохновения, когда движение к цели происходит будто само собой. Труд изучения иностранного языка превращается в самореализацию и удовольствие.
Бессознательная внешняя мотивация – это то, что я считаю вершинным состоянием на шкале мотивации. Его можно еще называть состоянием драйва или парения. Это то состояние души, когда начинают происходить удивительные вещи: сами приходят нужные книги, возникают вроде бы неожиданные знакомства, сами собой складываются поездки и предлагаются гранты. Мир будто начинает помогать человеку, по-настоящему преданному своей цели. Помните, как это у Макаревича: “однажды мир прогнется под нас”. Многим состоявшимся
в жизни людям, в том числе и полиглотам, знакомы такие моменты. Надо лишь помнить, что их достижение невозможно без прохождения предыдущих точек шкалы мотивации.
ГЛОССАРИЙ
- Континуум – непрерывная совокупность, непрерывная последовательность элементов целого, где каждый элемент является закономерной стадией перехода от предыдущего к последующему.
- Когнитивная лингвистика – направление в языкознании, исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта, связь отдельных когнитивных способностей человека с языком и формы их взаимодействия.
- Суггестопедия – метод обучения, предложенный еще в 1950-х гг. болгарским исследователем Г. Лозановым и вызвавший довольно широкие отклики – от безоговорочно одобряющих до заостренно критических. В применении к изучению иностранных языков суггестопедия придает очень большое значение психологическому настрою и эмоциональному состоянию учащихся. Роль учителя чрезвычайно важна и трудна: он должен создавать атмосферу, при которой пропадают стеснение, робость, страх ошибок, увеличивается вера в собственные
силы. В этой методике активно используются музыка, движение, сценическое действие.
Дина Никуличева