Мои клиенты

Разглядывая фотографии после очередного тренинга, я вспоминаю каждого участника и как бы продолжаю начатый с ним на тренинге диалог. Очень радостно получать письма, которые приходят мне лично и на наш сайт. Вот, к примеру, два письма, полученные мной только за последнюю неделю.

  • “Здравствуй Дина!

    Встретил классную книжку и подумал, что я должен тебе ее показать:

    http://www.ozon.ru/context/detail/id/3099067/?from=yandex_market
    (Это ссылка на книгу Эрика В. Гуннемарка, о стратегиях которого я много рассказываю на семинаре <Д.Н.>)


    С одной стороны, занимательная, а потому пробуждающая интерес к самому
    предмету – изучению языков, с другой есть много и практических вещей.

    Что касается моих успехов в языке, за прошлый год я довольно мощно
    продвинулся в интуитивном понимании английского. А все благодаря именно
    тому подходу, который ты мне сказала – не учить английский язык, а
    пользоваться им. Спасибо!

    На этот 2007 год моя цель – читать без словаря и понимать на слух.

    Всего наилучшего!

    С уважением,
    Эдуард М.
    Коуч Бизнеса, Карьеры и Жизни”

  • “Здравствуйте, Дина. Это Александр. Я участвовал в вашем семинаре раньше. Тогда я собрался учить китайский язык. А сейчас я в Китае – уже целый учебный год. Учусь в одном из университетов в Пекине. Вот как повернулась жизнь:) Очень интересно. Сейчас каникулы до 1 марта, я путешествую с китайским другом по очень красивым местам на юге Китая. Желаю больших успехов.

    Саша.

    P.S. Это мое фото на китайской стене.”

Это типичные письма от тех участников семинара, которых я определяю, используя известную классификацию клиентов, предложенную американским психотерапевтом Милтоном Эриксоном, как customers – “покупатели”.

Customers – это те люди, ради которых и делается этот тренинг, те люди, о которых, знакомясь в первый день семинара, я уже знаю, что они гарантированно получат те результаты (outcomes), которые они сами для себя формулируют в ходе тренинга.

С удовольствием хочу подчеркнуть, что среди приходящих на мои тренинги таковых абсолютное большинство.

Что же отличает этот тип клиента от прочих? Customer – это человек, который точно знает, чего хочет, и сознательно инвестирует свое время и энергию в то, чтобы оптимальным образом достичь своих целей в изучении иностранного языка, снять бессознательные блоки и выработать адекватные своему личностному типу стратегии обучения. Это человек, который сам оплачивает семинар, участвует во всех упражнениях и делает все, чтобы вынести с семинара максимум информации и тут же применить ее на практике.

Самый редкий на моих семинарах тип клиентов из трех, отмеченных Милтоном Эриксоном, – это complainers “жалобщики”.

Complainers – это те люди, которые согласны заплатить деньги, потратить свое время и энергию на то, чтобы решать не те задачи, которые предлагает тренинг, а реализовать свою “вторичную выгоду”, то, что еще по-английски называется hidden agenda “скрытая повестка дня”.

Мне вспоминается одна участница семинара в Казахстане, которая полтренинга потратила на то, чтобы доказать мне и группе, что она уникально неспособна к иностранным языкам и что ее учили и так, и эдак, а все равно толку нет и никогда не будет. Справедливости ради следует сказать, что к середине семинара она спохватилась и не менее энергично стала требовать, чтобы с ней индивидуально провели те упражнения, которые она настойчиво манкировала полсеминара.

Другой пример – женщина, за немалые деньги отправившая ребенка в Великобританию обучаться в частной школе. На все, о чем бы я ни говорила, она твердила, что лучше обучения в стране языка ничего быть не может. Не спорю. Жаль только, что эта мысль помешала ей по-настоящему услышать то, о чем речь шла на нашем тренинге.

Но повторяю, что жалобщики – редкий тип клиента, встречающийся отнюдь не на каждом семинаре.

Наконец, третий тип клиента, который есть всегда, – это visitors “посетители”.

Visitors – это те люди, которые не сами приняли решение прийти на семинар. Либо родители, родственники, либо начальство решают за них и соответственно финансируют их участие.

Признаюсь честно, я люблю таких клиентов. Люблю потому, что работать с ними всегда интересно для тренера. Это то, что по-английски называется challenge.

Результаты, которые вынесут с тренинга такие участники менее предсказуемы, чем у двух первых типов клиентов. Задача тренера состоит в том, чтобы помочь такому “посетителю” понять собственные цели, то как он сам захочет применять то, о чем идет речь на семинаре, в своей жизни и в своей работе. И если это удается, то visitor превращается в наиболее заинтересованного и увлеченного customer.

Но бывает и так, что придя на семинар “поучить английский”, visitor начинает работать с совсем иными, но намного более важными для него целями. Так, например, произошло с одной моей клиенткой, которую – после нескольких лет сидения дома с маленьким ребенком – послал на семинар муж. Активно участвуя в тренинге, к его концу она поняла, что не английский, а дизайн – то, к чему, на самом деле, лежит ее сердце, и вышла с семинара с четкой программой того, как она будет развиваться в этой новой для себя сфере деятельности.

Однако чаще всего “посетитель” видя те возможности, которые открываются для него на семинаре, становится заинтересованнейшим его участником.

В этой связи мне вспоминается недавний семинар в Екатеринбурге. Он почти целиком состоял из школьных учителей, чье участие было профинансировано местными органами образования. Поначалу обстановка была осторожно-скептическая, однако по мере того, как люди начали понимать, что и как они могут и будут делать с услышанной информацией и с полученным опытом: в классе, после уроков, в собственных семьях – они превратились в самых заинтересованных customers. Я не помню другой такой группы, буквально горящей профессиональной увлеченностью.

Но каким бы ни был клиент, это всегда новый мир, новый бесценный опыт, за который я хочу сказать каждому – СПАСИБО!

Дина Никуличева

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *