Школы Германии еще с периода реформирования системы образования в 50-х-60-х годах ХХ века практикуют обучение, ориентированное на развитие личности каждого отдельного ребенка. В этот период в педагогике Германии кардинально меняются взгляды на роль учителя и ребенка в образовательно-воспитательном процессе. Развитие получают концепции проектного и “открытого” обучения, в которых ребенку предоставляется право на самоопределение, возможности раскрыть всех своих способностей. Разумеется, вместе с этим изменились подходы к компетентности учителя и критерии его оценки.
Известно, что первым этапом формирования компетентности учителя является обучение в вузе. Организация учеба не последним образом влияет на развитие личностно-профессиональных характеристик учителя. Анализируя организацию системы педагогического образования с ее возникновения в Германии в начале XIX века и до сегодняшнего дня, можно заметить, что не сразу мобильность стала одной из ее главных характеристик. В XIX веке систему педагогического образования Германии отмечали, прежде всего, отсутствие гибкости и консервативность. Подтверждение статуса деятельности учителя как самостоятельной профессии началось с возникновением гимназий как института обучения и воспитания элитных слоев общества и народной школы как массовой для социально необеспеченных широких слоев населения.
Проверку действенности полученных знаний обеспечивают не готовые дипломы, а практика. Она является безотрывной для всех педагогических специализаций, скомпонованной в блоки по 4-5 недель. Кроме этого, для учителей младших классов предусмотрена социальная и производственная практика в соответствующих учреждениях и на предприятиях, для учителей профессиональных предметов – двенадцатимесячная профессионально-практическая деятельность, связанная с выбранным профессиональным направлением, после 9-го семестра. Практика учителей вспомогательных школ связана с выбранным ими направлением дефектологии. Всего педагогическая практика занимает около 1 / 3 учебного времени.
Итак, характерной особенностью системы педагогического образования Германии является изменение консервативной системы на мобильную на протяжении ее существования. Реформа школы привела к резким изменениям в организации обучения в вузах, основной чертой которой стала гибкость, что в дальнейшем побудило к внедрению гибких технологий обучения. Их применение способствовало организации дифференцированного и индивидуализированного обучения. Таким образом, особенности формирования компетентности учителя в системе педагогического образования Германии предусматривают, прежде всего, обеспечение реализации индивидуальных путей формирования учительской компетенции у студентов.