Бизнес – одна из граней жизни, где необходимы навыки выступления перед публикой и умение грамотно доносить информацию до слушателей. Проведение деловых презентаций имеет свои характерные черты: как правило, бизнес-выступления проводятся для определённой целевой аудитории (директоров фирм, потенциальных партнёров и клиентов).
Умение красиво передать свои мысли, эмоции или информацию, выступая перед аудиторией, называется ораторским искусством или красноречием. При этом слушатели должны не только воспринять информацию, но и понять, прочувствовать, и возможно, вдохновиться на какие-то действия. Рассмотрим применение этих навыков в бизнес-презентациях.
Начинающие обычно делают упор на грамотное изложение материала. Но такой подход не совсем верен: публика воспринимает не столько преподносимую информацию, сколько личность выступающего. На подсознательном уровне личность этого человека ассоциируется у слушателей с тем, о чём он им рассказывает. На этом основании они делают выводы о весомости и выгоде его бизнес-предложения.
Вторая распространённая ошибка – отсутствие контакта с аудиторией. Выступающий грамотно преподносит информацию, но его никто не слышит, словно он рассказывает сам для себя. В этом случае теряется весь смысл публичного выступления.
Что же можно сделать, чтобы бизнес-презентации стали более успешными?
– Перед выступлением нужно обязательно прорепетировать текст. Казалось бы, это мелочь, но без неё выступление наверняка провалится.
– Уверенность в себе – необходимое качество для достижения успеха. Оно вырабатывается с течением времени с помощью аффирмаций (многократного проговаривания про себя положительных фраз), работы над собой и отвлечения от мыслей о волнении. Последнее можно сделать с помощью несложных физических упражнений прямо перед выступлением.
– Эмоциональная открытость помогает оживить презентацию, сделать её более интересной, «приблизиться» к слушателям и наладить с ними контакт. Если выступающий «зажат», его речь кажется серой и скучной.
– Паузы в презентации помогают слушателям разобраться в материале и показывают, что человек на сцене уверен в себе и той информации, которую излагает.
– Грамотно составленные, не перегруженные лишней информацией слайды – ещё одно подспорье для успешного выступления.
Таким образом, в публичной бизнес-презентации немалую роль имеет не только ораторское искусство выступающего, но и его личность, а также грамотный психологический подход.