Сегодня компании подбирают сотрудников для работы в офисах или представительствах совсем по другим параметрам, чем еще 20 лет назад. Если в те времена основными критериями выбора персонала были наличие соответствующего образования и обладание основными навыками работы, то сегодня на первое место выходят владение компьютером, умение общаться и знание иностранных языков. Более того, сегодня осталось очень мало сфер деятельности, в которых бы знание иностранных языков не требовалось бы вообще или не было бы желательным. Даже покупая готовые фирмы, сотрудники которых являются опытными специалистами, новые владельцы в первую очередь выясняют, кто и на каком уровне знает языки.
Как правило, основными языками, зная которые можно получить неплохую должность, являются английский, немецкий и французский, а также японский и китайский, несколько реже требуются знания испанского и итальянского, турецкого и арабского. Остальные языки менее востребованы. Однако знание языка тоже может быть разным – базовым, техническим, разговорным или свободным. Именно от этого уровня и зависит уровень надбавки к заработной плате, который часто устанавливают директора фирм с целью мотивировать сотрудников к саморазвитию.
Базовым считается тот уровень знания языка, при котором сотрудник имеет начальные навыки работы с лексическим и грамматическим материалом, то есть, может прочитать документ и понять его смысл, а также провести несложные переговоры, например, забронировать билет на самолет по телефону. Зарплата таких сотрудников может отличаться от аналогичной должности без знаний языка на 5-10%.
Профессиональный или технический уровень предполагает, что сотрудник знаком с лексикой и особенностями грамматики в одной или нескольких специфических отраслей, например, медицинской, юридической или химической. Сюда входит также возможность работы со специализированными документами в данной отрасли. Зарплата таких сотрудников отличается уже на 15-20%.
Разговорный уровень требует от сотрудника умения общаться с носителями языка, которыми часто оказываются зарубежные партнеры компании – лично, при встрече, и по телефону. При этом умение составлять документы в письменном виде не является обязательным. Если переговоры проводятся достаточно регулярно, зарплата сотрудников с разговорным уровнем иностранного языка на 20-25% выше стартового уровня.
Свободное владение иностранным языком – это высший пилотаж, максимально возможный уровень владения, при котором сотрудник может и разговаривать, и писать, и читать, и выполнять любые другие операции с иностранным языком. А если при этом он еще и отличный сотрудник в своей отрасли, например, опытный юрист, квалифицированный маркетолог или успешный брокер, его зарплата будет отличаться уже на 30-50% в зависимости от отрасли.