Часто требуется вынести обучение за пределы школы – например, на улице минус сорок или на дворе эпидемия гриппа. Более частым случаем, конечно, является просто невозможность нахождения человека в классе из-за территориальных ограничений. Возможно, эксперт, который должен участвовать на уроке, находится в другом городе, или же учащиеся каких-либо учебных курсов разбросаны по всей стране. В таких случаях на помощь приходят системы дистанционного обучения (СДО).
Их можно кратко разделить на две категории – автономные и интерактивные. Системы первой категории ориентированы на то, что учащийся автономно изучает материал в системе, общается с преподавателем посредством сообщений, проходит тестирование, получает задания и их выполняет. С одной стороны подход хороший – практически все зависит от ученика, который самостоятельно проходит все стадии в одной системе и полностью планирует свое время. А как же живое общение с преподавателем и с одноклассниками, которое так необходимо при обучении? Для этого предназначены системы дистанционного обучения второго типа – интерактивные. Благодаря им учащиеся и преподаватель находятся как будто в одной аудитории – слышат и видят друг друга посредством аудио-видео связи, совместно используют интерактивную доску и смотрят демонстрируемые преподавателем презентации. Но в них есть недостаток – такие системы, как правило, удобны именно для проведения занятия «здесь и сейчас», т.е. в виде живого урока, а не для нечто автономного как системы первого типа.
Чтобы определить какую систему лучше использовать необходимо определиться для чего именно она нужна – для имитации обычных занятий или же для полностью автономного обучения, при котором в начале семестра выдается занятия, а в конце согласно активности учащихся выставляется оценка. Здесь необходимо учитывать, что интерактивные средства обучения можно использовать на самых обычных занятиях в школе или институте. В них есть множество полезных инструментов, таких как воспроизведение видеороликов и аудиозаписей, демонстрация презентаций или совместное использование доски. А на уроках информатики применение подобных систем значительно упрощает рассылку материалов, получение результатов и демонстрацию того как работать с тем или иным программным средством благодаря функциональности передачи файлов и трансляции рабочего стола.
Современные интерактивные системы дистанционного обучения, несмотря на свою большую функциональность, достаточно просты и интуитивно понятны в использовании, благодаря чему нет необходимости в длительном обучении преподавателей для их применения.