Согласно иудейским традициям, мальчик, достигший 13 лет, вступает в возраст религиозного совершеннолетия – бар-мицва (ивр. буквально – «сын заповеди»), Обычно это событие связано с обучением Торе. Читая Тору, Тимоти решил, что хочет разговаривать на современном иврите. Он стал задавать своему наставнику вопросы о современном Израиле и скоро уже мог вести долгие беседы, в частности об отношениях с арабским миром. Тогда ему захотелось выучить арабский. Летом после восьмого класса он записался на летние курсы арабского языка при одном частном университете. Освоив за четыре дня арабский алфавит и опираясь на свое знание родственного иврита, уже через неделю занятий Тимоти начал довольно бегло читать современные тексты на арабском языке.
После этого Тимоти обратился к изучению русского языка, итальянского, фарси, суахили, индонезийского, хинди, оджибве (язык индейцев, проживающих на севере США и юге Канады), пушту, турецкого, хауса (язык чадской ветви африканских языков, используется как язык межэтнического общения в западной Африке, в особенности среди мусульман), курдского, идиша, нидерландского, хорватского и немецкого языка. Все эти языки он усваивал самостоятельно, используя дистанционное образование, читая грамматические справочники, а также используя языковые приложения к своему смартфону (flash card applications). Одновременно юноша поступил в один из частных колледжей Нью- Йорка (the Dalton School), где сейчас учится на втором курсе и изучает французский, латынь и китайский язык.
Новый виток в изучении иностранных языков для Тимоти начался в марте 2011 года, когда во время весенних каникул он снял на видео, как он разговаривает на арабском языке, и выложил ролик на YouTube. Первые комментарии были немногочисленными, но весьма ободряющими. Тимоти стал выкладывать свои видеоролики регулярно, и каждый раз число просмотров неуклонно возрастало, пока наконец 21 декабря он не разместил в YouTube свой ролик, где он разговаривал на пушту. И Интернет взорвался: за два дня было более 10000 просмотров!
Внезапно паренек стал знаменитостью. Теперь у него появились собеседники на всех языках, которые он изучает. Это и носители этих языков, и удивительное, возникающее буквально у нас на глазах новое мировое сообщество молодых людей, подобных Тимоти – влюбленных в языки и получивших, благодаря Интернету, возможность общаться на самых экзотических языках с людьми, живущими в самых отдаленных уголках мира. Автор вышедшей в 2012 году книги о полиглотах Майкл Эрард остроумно называет это возникающее сообщество особым «мозговым племенем», объединенным неудержимой страстью к «беспорядочным языковым контактам» (a neural tribe, joined not by common language but by a restless linguistic promiscuity).
Что касается прочих стратегий Тимоти Донера, то они во многом напоминают стратегии Генриха Шлимана: когда Тимоти не занят в колледже, то он занимается языком по 15 часов в день. На интенсивное усвоение основ нового языка у него уходит по 2-3 недели. При этом Тимоти не стремится достичь уровня носителя языка, но хочет овладеть основами как можно большего количества языков, пока его мозг достаточно гибок. Однако, как и для Шлимана, для Донера важно получать обратную связь, только делает он теперь это по Интернету. Например, записывает свое первое видео но хинди и просит индийских посетителей сайта поправить его произношение. Если Шлиман опирался на параллельные тексты романов, то Тимоти предпочитает фильмы, подчеркивая, что «дополнительный бонус состоит в том, что можно без укоров совести смотреть пустые комедии или сериалы: одно дело тратить время и смотреть их по-английски, а другое дело – на хинди». «I get to feel less guilty about watching trash TV. To watch ‘The Bachelor’ in English is one thing, but in Hindi it’s O.K.»
Сегодня у каждого из нас появились невиданные прежде возможности для того, чтобы говорить на любом изучаемом языке.
Дина Никуличева