С каждым годом мир становится всё более открытым: всё больше возможностей для заграничных путешествий, всё больше общения в интернете с иностранцами, всё больше возможностей устроиться в зарубежную компанию или вести бизнес с партнерами из других государств. Это неизбежно рождает огромный спрос на обучение иностранным языкам, которые открывают двери в мир.
Если вы решили заняться бизнесом, открытие собственной школы по преподаванию иностранных языков станет очень выгодным начинанием. Наибольших успехов вы сумеете добиться, конечно же, в большом городе, где больше амбициозных людей, желающих получить работу в крупной компании, ищущей специалистов со знанием иностранных языков. Небольшую языковую школу можно открыть и в маленьком городке, но главными клиентами станут школьники, чьи родители хотят дать им лучшее языковое образование, чем государственная школа.
Если решили открыть языковую школу, оптимальное решение – тут купить готовый бизнес. В этом случае у вас сразу будет штат преподавателей и наработанная клиентская база. Если стартового капитала не хватает на покупку действующей школы, открывайте свою с нуля.
Перед открытием главное определиться, на кого рассчитана ваша языковая школа – на детей или на взрослых. В любом случае у вас должен быть курс английского языка. Также большим спросом пользуются немецкий, французский, итальянский и испанский языки. В крупном городе найти преподавателей и потенциальных клиентов на эти курсы относительно просто. Чтобы выделиться среди конкурентов, неплохо было бы обзавестись парочкой экзотических курсов – японского, китайского или даже суахили. Причем не обязательно, чтобы это был непременно полноценный курс, по окончанию которого слушатель мог свободно изъясняться на этом редком языке. Это может быть развлекательно-ознакомительный курс. Поверьте, желающие хотя бы чуть-чуть понимать китайские иероглифы всегда найдутся.
Не поленитесь и обойдите все существующие в городе школы иностранных языков. Постарайтесь побольше выяснить об их работе: какие курсы предлагают, на каких клиентов ориентированы, какие средние цены. Главная задача этой разведоперации – выяснить, где существуют недочеты и свободные рыночные ниши, которые можно занять. Например, в городе может оказаться десяток школ, преподающих иностранные языки взрослым, но ни одной для школьников младших классов; или нигде не обучают испанскому языку; или никто по окончанию курсов не выдает соответствующие сертификаты и дипломы. Не будет лишним посетить городские интернет-форумы, выяснить, чего не хватает людям.
Поскольку мы говорим о полноценной школе языков, а не о репетиторстве, вам придется зарегистрировать свой бизнес. Языковые школы лицензируются государством как некоммерческое образовательное учреждение, что позволяет выдавать выпускникам дипломы об окончании курсов.
Размещать языковую школу лучше всего в центре города, чтобы слушателям было удобно добираться изо всех районов, а не только из окрестных кварталов. Оптимальным вариантом станет размещение в каком-нибудь действующем учебном заведении – школе, лицее, колледже или университете. В этом случае вам не придется тратить средства на учебное оборудование – мебель, учебные доски и т.д. Но вот учебники и наглядные пособия закупить всё же придется. Без них эффективность преподавания будет гораздо ниже.
Наибольшие затраты в любом случае составит зарплата преподавателей. А их нужно выбирать с максимальной тщательностью. Грамотные, образованные и располагающие к себе преподаватели обеспечат вам постоянный приток клиентов. Не нанимайте скучных школьных учителей предпенсионного возраста. Школьные методики преподавания языков давно испортили их, ваши клиенты не захотят у них учиться. Нанимайте молодых современных людей, владеющих актуальными методиками преподавания. Лучше всего, если ваши преподаватели проходили стажировку или жили за рубежом в стране, язык которой они преподают. Если удастся заполучить живого носителя языка (коренного англичанина, француза или немца), считайте, что вам повезло. Никто так не научит языку, как человек, говорящий на нем с детства.
После того, как вы решили все финансово-организационные вопросы и укомплектовали штат преподавателей, приступайте к процедуре привлечения клиентов. Про расклейку объявлений на столбах и раздачу рекламных флаеров у метро можете сразу забыть. Мороки много, эффекта – ноль. Этот метод почти не затрагивает целевую аудиторию. Ваша задача – донести информацию о своей школе до тех, кого интересует изучение иностранных языков. Самым эффективным методом является размещение рекламных объявлений в местных СМИ, создание сайта школы языков и подключение контекстной рекламы. Если преподавание иностранных языков у вас ориентировано в том числе на школьников, попытайтесь прорекламировать свою организацию непосредственно в общеобразовательных заведениях.