Будь твердо уверен в том, что во что бы то ни стало достигнешь цели. Что у тебя несгибаемая воля и необыкновенные способности к языкам. А если ты уже разуверился в существовании таковых – и правильно! – то думай, что ты просто достаточно умный человек, чтобы овладеть такой малостью как иностранный язык. А если материал все-таки сопротивляется и настоенеи падает, то ругай учебники – и правильно, потому что совершенных учебников нет! – словари – и это верно, потому что исчерпывающих словарей не существует, – на худой конец сам язык, потому что все языки трудны. А труднее всех – твой родной. И дело пойдет!
Из всех заповедей Като Ломб последняя, десятая, заповедь самая объемная. Наверное, это не случайно. Слишком много важных составляющих успеха в изучении иностранных языков, а по большому счету, и в достижении любых значимых жизненных целей упомянуто в этом абзаце.
Первое – уверенность в том, что непременно придешь к поставленной цели. «Я прошел (или проходил неоднократно) этот путь в связи с другими иностранными языками. Я знаю КАК и КОГДА я приду в ту точку, когда я смогу сказать: Да! Знаю этот иностранный язык так, как хочу его знать» – вот то, что придает уверенность человеку, уже овладевшему несколькими иностранными языками, когда он приступает к изучению каждого следующего языка. То, что мы делаем на моем семинаре, позволяет каждому участнику исследовать наиболее успешные из своих собственных стратегий и смоделировать приемлемые для него стратегии полиглотов с тем, чтобы четко простроить для себя ответы на вопросы КАК и КОГДА и выработать в себе как сознательную, так и бесссознательную уверенность в том, что обязательно придешь к цели.
Второе – отношение к собственным способностям. Здесь я хочу позволить себе дать одну рекомендацию: не надо переоценивать способности полиглотов и недооценивать собственные способности . Некоторые люди, когда слышат о полиглотах, пытаются использовать их истории не как повод подумать о том, что они могут взять для себя из данной конкретной стратегии, а как оправдание, почему у них язык не учится: «Вот если бы мне такую память, как у Шлимана, да такие имитационные способности, как у Вамбери…., ну тогда б вопросов не было…». Послушайте полиглота Като Ломб, которая иронизирует по поводу существования каких-то «необыкновенных способностей к языкам»!
Като Ломб иронизирует, но тут же добавляет одну очень важную фразу. Давайте представим себе, как эта фраза звучит для нее самой: « Я просто достаточно умный человек, чтобы овладеть такой малостью как иностранный язык ». Что это? Это то, что я называю определением уровня личности . Психологи давно заметили, что то, что человек заявляет о самом себе на уровне своего Я, определяет все нижележащие уровни его существования: его ценности, способности, конкретные действия и достигаемые им результаты. И это третий, на мой взгляд, очень важный момент десятой заповеди Като.
На семинаре мы не только исследуем определения уровня личности, которые давали о себе разные полиглоты, но самое главное, позволяем каждому участнику подняться на уровень своего Я, прикоснуться к тому сильному позитивному ядру, которое лежит в основе личности каждого. Это дает колоссальный ресурс для достижения важных жизненных целей, в том числе и «такой малости», как изучение иностранных языков