I. Общие предпосылки для успешного изучения языков
А. Основания:
- 1. Мотивация
- 2. Знания о правилах овладения языками
- 3. Организация
Б. Деятельность:
- 1. Концентрация
- 2. Повторение
- 3. Практика
А. 1. Мотивация
Мотивация – тяга к изучению языков – совсем непростое явление. Прежде всего она должна быть долгосрочной. Интерес к языку не должен гаснуть при столкновении с его трудностями или когда на смену досугу приходят другие дела.
Но с долгосрочной мотивацией должна сочетаться и краткосрочная. Общее правило здесь состоит в том, что на каждом этапе занятий нужно ставить себе такую цель, которую можно реально достичь в течение трех, максимум четырех месяцев. Очень важно строго определить эту цель, чтобы ее достижение подбодрило бы вас, подвигло на новые достижения.
Необходимость – другой фактор, помогающий нам в занятиях. Например, если мы записались на Лучшие курсы английского языка в Одессе или нам нужно изучить испанский язык перед поездкой на Филиппины, где на нем говорят, или если приходится хотя бы иногда объясняться с иностранцами на их языке.
Нередко встречается и просто общий интерес к какому-либо языку, народу или стране. Лично для меня такой интерес всегда был особенно важен. Мне довелось написать и выпустить в свет книги о странах, народах и языках всего мира. Она так и называется – “Страны, народы и языки”.
Перечень мотивов для изучения языков можно было бы при желании сделать гораздо длиннее, и почетное место в нем заняла бы красота языка. Многие до сих пор выбирают французский язык для изучения в школе потому, что он “красиво звучит”.
А.2. Знания о правилах овладения языками
Такими знаниями нужно запастись для того, чтобы рационально построить свой труд. Скажу сразу, что овладение языком – это прежде всего искусство. Но это – еще и наука.
Об изучении языков или их преподавании издано бесконечное количество книг. Однако при этом мне кажется, что моя книга “Искусство изучать языки” в чем-то является уникальной. Ряд вопросов, которым я уделяю внимание, не рассматриваются в трудах других авторов, написанных на английском, шведском или каком-либо другом языке, которым я владею.
Наряду с этим, вполне допустимо использовать и другие книги об изучении языков. Приходится только предостеречь читателя от поверхностных авторов, не располагающих достаточным опытом.
А.З. Организация
“Лучше лентяй, который умеет организовать работу, чем муравей, который лезет вслепую день за днем” (Стиг Гуннемарк).
Организация – вот ключевое слово при овладении языком – организация труда, времени и материала. Это, безусловно, столбовая дорога для овладения навыками устной и письменной речи на иностранном языке.
Есть люди, которые прямо-таки рождены с умением организовать свой труд. Большинство же изучающих язык могут научиться этому умению, если у них есть общее представление об организации труда, вера в себя, упорство в самостоятельной работе. При условии, что у такого человека будет еще и достаточно времени, он сможет поставить себе задачу освоения любого языка – и решить ее.
Заметим сразу, что с самого начала изучения языка полезно завести собственные книги – словарь, грамматику, учебник и так далее. Это позволит организовать свою работу, ни от кого не завися.
Итак, на основе мотивации, знаний об изучении языка и организации можно подойти и к планированию своей деятельности, в которую входят, как мы помним, концентрация, повторение и практика.
Б.1. Концентрация
Концентрации подлежат труд, время и материал.
Б.2. Повторение
Повторять материал нужно постоянно, в основном “про себя”. Не бойтесь делать это как можно чаще, на улице и дома, ночью и днем. Повторять нужно в первую очередь слова и выражения. Кроме того, очень полезно повторять произношение отдельных слогов, а в другое время зубрить грамматические правила. “Капля точит камень не силой, но тем, что падает часто”, – верно сказал классик.
Б.З. Практика
Нужно приложить все усилия для того, чтобы слушать и говорить, читать и писать на избранном языке.
Эрик Гуннемарк