За четыре года существования Эриксоновского университета и Института НЛП Британской Колумбии нами был разработан интересный проект по изучению и преподаванию иностранных языков.
Организатором проекта стала психолог Мэрилин Аткинсон, являющаяся
специалистом в области моделирования экспертного поведения и мастером-тренером
НЛП. С 1989 года она анализировала внутренние стратегии обучения,
проявляемые людьми, достигшими наибольших успехов в изучении иностранных
языков.
Один из таких людей бегло говорит на 45 языках и ежегодно выучивает по два новых иностранных языка. Этот человек, проживающий в Британской Колумбии, получивший образование в США, упоминается в Книге рекордов Гиннеса как один из рекордсменов в области изучения иностранных языков. На основе работы с ним Мэрилин Аткинсон создала всестороннюю модель изучения иностранных языков. Она изучала наиболее эффективные моменты, позволяющие подобным людям быстро и успешно изучить множество языков.
Навыки изучения иностранных языков подразделяются на четыре основных
типа, каждый из которых может быть смоделирован.
- Во-первых, изучались стратегии загрузки (ввода) языковой информации. Это
первый шаг для каждого, кто начинает изучать иностранный язык. - Во-вторых, то, как изучающий язык организует хранение полученной информации.
-
В-третьих, то, как организован доступ к уже выученной информации.
Исследуются различные техники доступа к оперативной памяти. - Наконец, исследуются стратегии долгосрочной бессознательной организации
каждого нового языка как навыка, как удобного и легкого процесса
говорения.
В основу положен метод наблюдения в соединении с опросом испытуемых
относительно их внутренних привычек как ключевых моментов языкового
поведения.
Хороший пример – это работа с одним полиглотом, которого наблюдали
в процессе его взаимодействия с пятью носителями разных, абсолютно
ему незнакомых языков. Выбранные языки относились к разным языковым
семьям и разным континентам. В каждом из случаев процесс изучения
нового языка записывался на видео. Мэрилин Аткинсон изучала в течение
нескольких дней весь процесс того, как каждый из испытуемых начинал
усвоение нового языка.
Одним из носителей языка была женщина, говорившая на необычном диалекте
Филиппинских островов. Другие языки были: сквамский (один из языков
североамериканских индейцев), лапландский, хакка (кантонский диалект),
а также один из редких диалектов зулу. В случае языка зулу была
возможность проводить наблюдения на более поздней стадии выработки
навыка, когда испытуемым уже была проделана работа по созданию для
себя ряда схем, моделей, таблиц и т.п.
В изучении языков М.Аткинсон фокусировала внимание на нескольких
элементах. Она анализирует, какие физиологические модели использует
каждый из полиглотов. Исследуется их "язык тела". Он включает
жесты рук, типы дыхания, тональности, а также положение тела в процессе
коммуникации с носителем языка. Исследуются также модели скорости
и ритма ответов, скорость жестов и эмоциональные состояния изучающего
язык.
Для выявлении стратегий интенсивного обучения были всесторонние
изучены привычные репрезентативные последовательности. Задавались
прямые вопросы относительно внутренних привычек и стратегий каждого
полиглота, проявляющиеся у него каждый раз, когда он отбирает новую
языковую информацию. Каждого испытуемого спрашивали, как он упражняется
в каждом новом компоненте и в каком порядке. Отмечалось, как они
привычно создают внутренние репрезентации того, что было выучено.
Это включает те образы, которые они конструируют, когда слушают
диалог. Как они наблюдают, визуализируют и проверяют свою работу,
проверялись любые используемые зацепки для памяти, например мнемонические
приемы.
Исследуется "масштаб", которым пользуется каждый испытуемый
для организации выученного, те единицы, которые предпочитаются для
заучивания: слово, фраза, предложение, понятие.
М.Аткинсон изучила многие аспекты поведения в процессе обучения,
продемонстрированные испытуемыми, и детализировала полученную информацию.
Так, для наиболее успешного из испытуемых она наблюдала:
- как испытуемый достигает беглости, как обеспечивает генерализацию, и какой объем усваивает за один сеанс обучения;
- как испытуемый не смешивает один язык с другим;
- его способность работать с таблицами, как написанными, так и хранящимися в памяти;
-
его ориентация на собственные цели, как он достигает и поддерживает
бессознательный раппорт со своим информантом, обеспечивает состояние
активного внимания; -
как он ощущает свою компетентность в сфере произношения, пользуясь
произносительной стратегией без вмешательства внутреннего диалога; -
его стратегии компетентности и обратной связи на всех стадиях
изучения языка. Это включает в себя так называемые "убеждающие"
стратегии.
Таковыми являются ключевые воспоминания, которые он целенаправленно
вызывает, чтобы усилить свою уверенность в своих способностях
изучения языка и одновременно убедить своего информанта и наблюдателей
в реальности собственных способностей; -
его ключевые убеждения и ценности, связанные с компетентностью;
его способ, которым он организует свои маленькие победы, для того,
чтобы поддерживать свою мотивацию; -
способ изучения каждого языка – специфическое культуральное событие.
Его упражнения включают множество культуральных компонентов, которые
улучшают запоминание и доставляют удовольствие от обучения; -
его общая стратегия владения языком в течение долгого времени
и сохранения этого языка в долгосрочной памяти.
Результатом этого исследования стал набор полезных
техник, которые составили основу тренерского тренинга в Эриксоновском
университете. Шесть ключевых аспектов моделирования определяются как центральные
и для успешного изучения новых языков. Эти ключевые аспекты легки
в усвоении, облегчают и делают изучение иностранных языков более приятным.
Важно, что эти навыки легко переходят в привычку. Им можно обучать,
используя приятные игровые формы. В результате процесс становится
намного более радостным и свободным от стрессов. Процесс также включает
расширение стратегии запоминания и стратегии обучения, что применимо
во многих других областях интенсивного обучения.