Вопросы корреспондента:
- Расскажите, пожалуйста, подробней о Вашей уникальной учебной программе по изучению иностранных языков?
- Что можно получить за 5 дней изучения иностранного языка по Вашей методике?
- Что такое НЛП и экспертное моделирование? Расскажите, пожалуйста, подробнее о Мэрилин Аткинсон?
- Если можно, в двух словах, откройте секрет, как стать полиглотом? Насколько эффективны Ваши методики запоминания? Сколько лет Вы работаете над этой программой? Где апробировались Ваши методики?
Идея создания предлагаемой программы возникла в результате объединения нескольких факторов. Я – лингвист-германист, и долгое время занималась сопоставлением германских, в первую очередь скандинавских языков. Идеями полиглоссии я заинтересовалась с детства в силу того, что происхожу из семьи, где традиционно говорили на многих языках. Психологические методики обучения иностранным языкам я по началу применяла для обучения английскому языку собственной дочери – с самого раннего возраста. После знакомства с разработками канадского психолога Мерилин Аткинсон по НЛП и моделированию полиглоссии, я постепенно стала использовать их в своей профессиональной преподавательской деятельности в МГЛУ, и полученные результаты вдохновили меня на создание предлагаемого курса.
Предлагаемая учебная программа – это курс, цель которого сформировать у его участников на сознательном – и – бессознательном – уровне глубоко позитивное отношение к изучению иностранного языка, снять типичные комплексы типа "я учу язык столько лет – и безрезультатно", "у меня нет способностей к иностранным языкам", "мне не выучить новый язык в таком возрасте", "это непосильная задача для меня при такой нагрузке" и т.п.
Я работаю с формированием эффективных целей, с выявлением собственных стратегий мотивации участников и применением их к конкретным задачам изучения языка. На семинаре наряду с практическими языковыми упражнениями широко применяются психологические метафоры и трансовые методики.
Объявляя пятидневный семинар, я хочу подчеркнуть, если кто-то считает, что за пять дней его участники выучат английский или какой-либо другой иностранный язык, то это глубокое заблуждение. Даже когда мы будем работать с чисто языковыми упражнениями, то их целью в первую очередь, будет изучение каждым из участников семинара самого себя, собственных ресурсов, собственных моделей наиболее эффективного обучения, собственного умения активизировать свои визуальные (зрительные), аудиальные (слуховые) и кинестетические (сенсорные) способности запоминания. Кстати, когда меня спрашивают: "Насколько эффективны Ваши методики запоминания?", то я обычно отвечаю, что это не "мои" методики. Все они известны достаточно давно. Речь в первую очередь, идет об исследованием каждым из участников семинара самого себя, обнаружении того, какие методики в прошлом оказывались наиболее удачными именно для этого человека, но и, конечно, о возможности примерить на себя эффективные стратегии обучения и запоминания других людей.
В этой связи на семинаре большое внимание уделяется исследованию опыта полиглоссии. Сразу скажу, что сама я не полиглот, хотя говорю и читаю на некольких европейских языках. Вместе с тем, и как лингвиста, и как преподавателя иностранных языков меня в свое время очень заинтересовали исследования в этой области психолога из Канады, директора Эриксоновского колледжа в Ванкувере Мерилин Аткинсон. Я впервые встретилась с ней в 1991 году и с тех пор неоднократно сотрудничала с ней как переводчик ее многочисленных семинаров в России по психотерапии, психологии бизнеса и по экспертному моделированию.
Именно последнее из названных направлений особенно заинтересовало меня в профессиональном плане, поскольку связано с исследованием успешных стратегий человеческого поведения в самых разных областях человеческой деятельности, будь то спорт, бизнес, творчество или изучение иностранных языков. Причем суть экспертного моделирования состоит не только в том, чтобы понять, как видит, слышит, чувствует и действует человек, особенно успешный в какой-либо области деятельности (эксперт), но и смоделировать его поведение, чтобы другие люди смогли достичь наиболее успешных результатов в избранной ими области.
По своей сути, экспертное моделирование – это один из ключевых моментов такого, уже получившего широкую известность в психологии метода как нейро-лингвистическое программирование – НЛП. В моем понимании НЛП – это конструктивная психология ресурсности. Она направлена на то, чтобы люди научились исследовать свой собственный сенсорный опыт успешного поведения. Такой опыт есть у каждого человека, и связан он с его прошлыми состояниями успеха, а значит, высокой ресурсности. Научившись добавлять к этому опыт экспертного поведения других людей, любой человек получает возможность моделировать наиболее эффективное поведение в различных жизненных ситуациях, или же заменять свои прошлые неэффективные поведенческие стратегии на более эффективные.
Заинтересовавшись теорией НЛП, я посещала множество семинаров, стала сначала практиком, потом мастером НЛП, а в 1997 году на международном семинаре на Кипре, где присутствовали участники из Канады, Германии, Испании и России, получила сертификат тренера НЛП.
Возвращаясь к вопросу эффективного изучения языков, хочу сказать, что, когда меня просят в двух словах поведать о том, "как стать полиглотом", то я обычно отвечаю, что секрет прост: выработайте активное отношение к изучению языков. Моделировать такое отношение мы и будем в течение предлагаемого семинара.
Конечно, активное отношение предполагает много самостоятельных занятий между семинарами. Во время семинара я познакомлю участников с теми учебными материалами (книгами, аудио- и видеозаписями), которые были специально разработаны для того чтобы вы, используя приобретенные на семинарах навыки, смогли выучить английский язык быстро, эффективно – и с удовольствием!
Дина Никуличева,