Как показывает практика, репетиторы чаще предоставляют свои услуги школьникам, чем студентам. По крайней мере, на постоянной основе, когда занятия проходят регулярно на протяжении длительного периода времени.
В первую очередь это связано с тем, что студенты контролируют свою успеваемость самостоятельно. Если об успехах и неудачах каждого школьника учителя своевременно извещают его родителей с помощью дневника, четвертных оценок и личных бесед, то для учащихся ВУЗов дело обстоит совершенно иначе. За исключением промежуточных коллоквиумов и контрольных на практических занятиях, успешность усвоения знаний проверяется лишь два раза в год. И поэтому беспечный студент вполне способен всерьез задуматься о том, насколько хорошо ему дается учеба, лишь с приближением зимней или летней сессии. Родители же в этом случае зачастую вообще не имеют ни малейшего понятия о том, как проходит обучение.
Именно поэтому к услугам репетитора по обществознанию, химии, математике или биологии студенты обращаются лишь в определенные периоды времени. Причем чаще всего поставленная перед репетитором задача формулируется не как “помочь разобраться в материале”, а как “сдать зачет, день которого наступит уже через неделю” или “написать несколько контрольных или домашних заданий”. Да, чаще всего за выполнением работ – без объяснений учащемуся – обращаются именно студенты, когда сроки сдачи уже всерьез поджимают.
Репетитор для школьника и репетитор для студента, таким образом, имеют перед собой совершенно различные задачи. В первом случае работа идет на понимание и улучшение качества знаний, что влечет за собой и хорошие оценки. Во втором же случае эти параметры не ставятся на приоритетные места, ведь студенту бывает важнее получить подтверждение собственных знаний в виде сданного зачета или положительной оценки на экзамене.
Кроме того, становится очень важен профиль репетитора. Ведь предметы в ВУЗах существенно отличаются от их школьных аналогов. Поэтому студенту, желающему найти репетитора, следует уточнить, например, что речь пойдет о квантовой, а не молекулярной химии. Не каждый репетитор по обществознанию поможет сдать экзамен по правоведению, и не каждый “математик” (особенно, если и сам репетитор – студент) сходу выдаст решение контрольной по дифференциальной геометрии. В этом случае, чтобы не терять драгоценное время, стоит искать репетитора, который окончил этот же (или аналогичный) факультет. Можно попросить и о помощи и одногруппника-отличника: ведь кто, как не он, лучше знаком с вашей программой и требованиями преподавателей?
А родителям студентов, несмотря на то, что их дети настаивают на собственной независимости и способности оперативно решать проблемы, стоит все же чуть более настойчиво интересоваться учебной программой и успехами “взрослого самостоятельного человека”. Возможно, в этом случае и не придется обращаться к репетитору в последний момент.