Речь – это уникальное свойство личности, способной осознавать себя и окружающий ее мир. Среди всего разнообразия биологических видов способностью говорить наделены лишь представители Homo sapiens. Даже анатомически гортань, язык, губы и нёбо у человека устроены иначе, чем у животных. И поэтому бывает печально, когда «венец творения» не в состоянии сполна пользоваться даром речи.
Специалисты, изучающие проблемы нарушения речевой деятельности, четко разграничивают такие понятия, как «дефект произношения» и «умственные расстройства», ставшие причиной подобной патологии. Хотя логопедия является, скорее, разделом педагогики, она близко «соприкасается» с медициной, в том числе с психиатрией.
Хотя коррекция произношения – процедура важная и необходимая, с некоторыми – врожденными – дисфункциями приходится мириться и логопедам, и их пациенту. В данном случае проблема заключается не в мышлении человека, а его речевом механизме, «материальной части». Например, логопеды Москвы констатируют у многих «косноязычных» детей отличную логику и последовательное изложение мыслей, несмотря на несколько искаженное звучание. В этом случае используются не только педагогические, но и медицинские методики. Нередко причиной невразумительной речи бывает неправильный прикус или расположение зубов, наконец, форма языка и его уздечки.
Иногда причины носят чисто психологический характер. Например, в силу своего темперамента, увлекшись рассказом, ребенок «проглатывает» окончания слов или сокращает их. Маленькие дети могут даже лениться выговаривать предложения правильно. Очень много в данной ситуации значат доверительные отношения между логопедом и ребенком.
Совсем по-другому обстоит дело при психических и умственных патологиях. Они могут быть вызваны родовой травмой интоксикацией в период беременности, наследственными факторами, неблагоприятной социальной средой и т. д. Квалифицированная помощь, своевременно оказанная ребенку с задержкой интеллектуального развития, играет решающую роль. Находясь с детства под наблюдением логопеда и психолога, такой человек сможет более или менее адаптироваться в социуме и жить самостоятельно. Нередко для него возможно даже получение полного среднего образования без особых «натяжек».
Что касается методологии, в логопедии, как и в педагогике в целом, не существует шаблонов на все случаи. Ведь иметь дело приходится с индивидами, требующими особого подхода. Поэтому задача специалиста – не «дрессировать» пациента, а напротив, приспособиться к нему в правильном смысле этого слова.