В чем отличие семинара “Как разговориться на английском языке” от “традиционных” языковых “интенсивов”

Семинар “Как разговориться на английском языке – speak from yourself!” – это семинар для взрослых, учитывающий эволюцию речи в онтогенезе, процессе развития личности. Многие интенсивные методики построены на имитации речевого поведения ребенка в процессе изучения родного языка и на перенесении этих поведенческих особенностей на усвоение иностранного языка взрослым человеком (ролевые игры, школы Шехтера и Китайгородской и др.). В этой связи хочу обратить внимание на уникальность методики, предлагаемой на семинаре “Как разговориться – speak from yourself!”.

Особенность обсуждаемого семинара состоит в том, что это не просто тренинг того, как в режиме активной игры обучаться говорению на иностранном языке. Это значило бы использовать лишь часть ресурсов, имеющихся в распоряжении каждого из нас, пусть даже очень мощных. Давно известно, что, изучая любой иностранный язык, человек формирует в себе вторичную языковую личность, и что настоящее овладение иностранным языком возможно (и естественно!) лишь тогда, когда эта вторичная языковая личность сформирована гармонично – в соответствии с ее интеллектуальными и эмоциональными, физическими и духовными потребностями.

В отечественной науке об этом впервые заговорил замечательный педагог В.А.Сухомлинский, выдвинувший в середине прошлого века принцип обязательности связи усвоения знаний с процессами духовной жизни человека. В книге “Сердце отдаю детям” он писал: “Процесс усвоения знаний в школьные годы нередко отрывается от духовной жизни учащихся. Детская память как раз потому и остра и цепка, что в нее вливается чистый ручеек ярких образов, картин, восприятий, представлений. Детское мышление как раз и поражает нас тонкими, неожиданными, “философскими” вопросами, потому что оно питается живительными источниками этого ручейка. Я стремился к тому, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно питали сознание учащихся яркими образами, картинами, восприятиями и представлениями, чтобы законы мышления дети осознавали как стройное сооружение, архитектура которого подсказана еще более стройным сооружением – природой” [Сухомлинский 1973, 87-88].

Это было написано об обучении ребенка. Тем более важно учитывать духовную составляющую в обучении взрослого, а особенно – в обучении иностранному языку, который открывает для человека духовное богатство новой языковой культуры. И еще – согласовывать процесс обучения со стройностью “архитектуры мышления”, гармоничной природе, миру, вселенной.

Семинар “Как разговориться на английском языке – speak from yourself!” – действительно интенсивный курс, поскольку задача каждого участника семинара состоит в том, чтобы за один день пройти путь от ребенка к своему нынешнему “я” и испытать на себе, как приятно выражать это “я” не только на родном, но и на иностранном языке, как легко и естественно думать и чувствовать на иностранном языке, говоря о том, что для тебя действительно важно. When you really speak from yourself!

Семинар построен так, что активизирует интеллектуальные и эмоциональные, физические и духовные аспекты говорения применительно к иностранному языку. И именно в этом состоит действенность тренинга, позволяющего участникам всего за один день выработать в себе спокойную уверенность: я могу общаться на иностранном языке, даже имея весьма ограниченный словарный запас и лишь базовое представление о грамматике. Причем говорить в этих пределах правильно! И не только могу, но и хочу это делать, потому что это приносит мне удовольствие.

Дина Никуличева

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *