Цель речи – получение или сообщение интересной информации, а не выработка скорости, избавление от ошибок и т.д. Сконцентрируйтесь в первую очередь на том, о чем вы собираетесь говорить, что будет интересно вам и собеседнику, а не на том как, согласитесь, первое – важнее. Ошибки в речи простительны, а вот если будет не интересно, с вами точно никто разговаривать не будет и ходите со своей скоростью и грамотностью где хотите. О грамматике позже.
Подумать, на какие темы вам действительно интересно разговаривать. На какие темы вы любите говорить по-русски? Где и в какие моменты можно поднять разговор на языке на эту тему? Кто будет с вами об этом говорить с удовольствием?
Попробуйте представить заранее ситуацию и проговорите с собой наедине дома все по-английски. Если не знаете каких-то выражений, загляните в словарь.
Возьмите лист бумаги и напишите что вас беспокоит в вашем разговорном английском подробно: какие конкретно темы вызывают затруднения, чему вам в первую очередь хотелось бы научиться, и это выучить будет легче и быстрее, чем просто любой материал по порядку в учебнике (при этом учебник не отменяется, этот более мотивирующий материал будет дополнением). Подумайте, какие выражения и темы вам понадобятся в ближайшее время, где вы чувствуете себя неуверенно.
Если вы занимаетесь с учителем, старайтесь и сами быть активнее, не ждите, пока учитель сам вам предложит все возможные задания. Ваша цель – интересно провести время на занятии, все уникальны и не факт, что вам не придет в голову что-то необычное и новое и сам учитель удивится вашим способностям. Придумайте интересные вопросы по изучаемой теме, вспомните какую-то интересную историю или анекдот и сами предложите рассказать, учителя очень любят инициативных студентов, потом увидите, сам учитель начнет именно вам подкидывать дополнительный, интересный материал, видя ваш интерес к обучению.
Подумайте, что связанное с развитием разговорных навыков, вам интересно делать: учить короткие бытовые выражения, заучивать мысли великих людей, выучивать диалоги, тексты, пересказывать или просто спонтанно рассуждать на разные темы. Можно больше заниматься тем, что больше нравится, а можно чередовать разные виды деятельности для разнообразия.
Как себя организовать?
Взять лист бумаги и четко написать цели, как вы хотите разговаривать, о чем, на каком уровне. Перечитывайте каждое утро. Размышлять о своих целях в течение дня. (Дина на семинаре учит определять и ставить цели – обязательно все запишите)
Взять за правило сначала делать задания, направленные на развитие разговорных навыков, а потом все остальное, если уж так хочется хорошо говорить. Любые упражнения, конечно, развивают речь, ну уж если хотите говорить, надо больше делать заданий таких, где надо говорить.
Если какое-то задание ну очень не нравится, сами выберете себе задание и сделайте. Никто за это ругаться не будет и это лучше, чем ничего. А еще можно попросить (только вежливо), чтобы учитель объяснил смысл задания, осознавая цель, все выполнять легче.
Перед тем, как заниматься, настроиться, вспомнить зачем это надо, чем вам это интересно, что будет, когда вы будете хорошо разговаривать.
Ведите дневник своих успехов, размышляйте в нем о своих достижениях, о том, чего вы хотите достичь, что бы вы еще хотели сделать. Анализируйте занятие: что вам понравилось, что вызвало дискомфорт. Почему? Что вы можете сделать, чтобы это исправить.
Общайтесь с успешными в этой области людьми, ищите друзей с такими же целями. Хорошее общение очень благотворно влияет. Общайтесь больше с теми, кто вас подбадривает и воодушевляет. Вообще понаблюдайте за собою, от чего поднимается настроение и хочется учиться, что этому способствует. На меня, например, очень вдохновляюще действует все новое: новая книга, диск, общение. Подумайте, что вам мешает. Семинар в этом определении очень помогает.
Как научиться пересказывать?
Вообще ругательное и страшное слово “пересказ” исключите из своего словаря, замените следующим образом: что я узнал из этого текста или что я помню? (у многих школьный рефлекс срабатывает – при одном слове “пересказ” бледнеют)
Не начинайте пересказывать только тогда, когда текст уже занимает целую страницу. Начните там, где это еще 4-5 предложений – легко, доступно, просто. Потом по мере увеличения объема читаемых текстов будете учиться пересказывать больше, но постепенно.
При чтении текстовыделителем (любимого цвета) отметьте опорные слова, тогда легче будет запомнить содержание. Можно выделить новые слова, которые хочется обязательно научиться использовать в речи. Боитесь, некому проверить, запишите себя на кассету. Потом откройте учебник и проверьте.
Выбирайте интересные тексты: о чем можно было бы рассказать коллегам, друзьям. Анекдот? Интересные страны? Интересные люди? Рецепты? (есть компьютерные энциклопедии на английском языке)
Пересказ бывает краткий (выделение главного, здесь можно говорить своими словами и он очень подходит тем, у кого большой словарь, а навык говорения значительно слабее) и подробный (его цель, как правило, – запомнить новую лексику).
Пересказывайте обязательно вслух – подключаете слуховой анализатор.
Не заботьтесь о скорости: никуда вы не денетесь от беглой речи в свое время. Все придет. Но пересказывать надо тщательно, несколько раз, пока не будет состояния комфорта и ощущения, что вы это делаете хорошо.
Как учить наизусть?
Начинать с очень маленького объема. Тоже вслух.
Очень помогают маленькие таблички (в какой-то рассылке Дина о них писала). Написать небольшие предложения на листочках. Я люблю цитаты мудрых людей, например. Положить на стол, повесить в ванной, на кухне. И глядишь, по предложению-то в день очень неплохо набирается. Можно как закладки в книги класть разные листочки с фразами.
Не надо начинать с супер текстов. Учите то, что просто и легко. Постепенно и сложные тексты станут доступны. Начинать буквально с двух-трех предложений, когда это легко, прибавлять.
Учить именно то, что обязательно пригодится.
Вообще пересказ и заучивание текстов наизусть хороши тем, что вы запоминаете слова сразу в контексте. В памяти остается много идиом, сразу запоминаются предлоги. Речь развивается сказочными темпами у тех, кто учит наизусть.
Если вы часто не можете и по-русски это выразить
Тут надо сформировать свое мнение обо всем. Вопрос тесно связан с наличием своей системы ценностей. Выключить телевизор вообще, исключить из общения людей, которые ведут пустые разговоры, больше литературы о достижении успеха и работе над собой, стараться больше молчать и размышлять обо всем на свете. Получается как бы не количество информации, а качество ее осмысления. Формируется свое мнение и растет уверенность в себе.
Чем больше вы находитесь наедине с самим с собою, чем меньше вы смотрите телевизор и меньше общаетесь, тем меньше подвержены воздействию чужого мнения, и тем быстрее можно разобраться в себе и определиться со своим мнением по всем вопросам.
Думаю, Дина может об этом рассказать больше.
Как научиться говорить просто, легко находить синонимы.
Прежде всего понять, что без этого свободно говорить невозможно.
Прочитать текст и кратко пересказать своими словами, как можете. Пересказать главную мысль прочитанного.
Если вы занимаетесь на курсах, при пересказе или вообще когда говорите, забудьте, что есть в классе учитель, представьте, что он по-английски не говорит и не спрашивайте, как какое слово будет потому что именно сейчас это стало для вас необыкновенно интересно, надейтесь только на свои силы и стройте предложения так, чтобы обойти незнакомое слово. Развитие способности обходить не приходящие в данный момент в голову выражения важнее пополнения словарного запаса. Когда закончите говорить, спрашивайте на здоровье.
Говорите так, как можете, а не так, как надо.
Стараться одну и ту же мысль сказать разными словами.
Важное замечание: не думайте, что это для тех, кто уже много знает, нет. Эту способность надо развивать сразу. Уже на начальном уровне, когда словарь еще не большое. Это очень полезно, так как это упражнение еще и сильно активизирует словарь. Посмотрите на детей: 3 года – 3000 слов, а говорят свободно, развернутая фразовая речь, ошибок мало.
Алла Степанова