У маленького острова Инчкит, который находится в трех милях на север от Эдинбурга, посредине шотландского залива Ферт-оф-Форт, длинная и достаточно бурная история. В 12 столетии этот остров впервые использовали как остановку (стоянку) для лодок, которые переплывали с Эдинбурга в Файф. Двумя столетиями позже, местоположение острова Инчкит сделали его стратегически полезным во время шотландских войн за независимость. В период англо-шотландской войны на остров постоянно вторгались английские войска. В 15 столетии этот остров использовали как зону карантина, куда свозили всех больных с близлежащего Эдинбурга, в период вспышки такой инфекционной болезни, как сифилис. По такому же назначению, спустя 100 лет, остров использовался во время вспышки чумы. Но, наиболее необычное событие в истории этого острова произошло в 1493 году, когда шотландский король Джеймс IV выбрал этот остров как место странного и жестокого эксперимента по языковой дискриминации.
Из всех шотландских королей, Джеймс IV запомнился как человек эпохи Ренессанс: он был хорошо образован и достаточно любознателен. Он любил историю, искусство, поэзию, и литературу. Также, он интересовался развитием медицины и научным просвещением. Во время его царствования, он стал покровителем некоторых выдающихся шотландских писателей и поэтов, он изучал стоматологию и хирургию, дал разрешение на первую полиграфию в Шотландии. Он финансировал несколько судебных алхимиков и фармацевтов, чтобы они могли проводить эксперименты под его наблюдением. Одним из таких алхимиков был Джон Дамиан. Предполагается, что он использовал королевские средства, чтобы соорудить крылья из куриных перьев во весь рост человека, которые он использовал на себе, и решил спуститься с ними с парапета замка Стерлинг, заявляя, что он сможет долететь до Франции; совершенно очевидно, что его задумка провалилась, после резкого падения в навозную кучу, он сломал ногу, и, как известно, его отстранили от короля.
Но, из всех интеллектуальных интересов короля, наибольшую любовь он, все же, питал к языкам. Король Джеймс известен как последний шотландский монарх, который владел шотландским гаэльским языком так же хорошо, как и английским. Он также свободно владел латинским, французским, немецким, итальянским, фламандским и испанским языками (на все эти языки можно заказать перевод на сайте http://kievpereklad.com.ua/ ).
Любовь Джеймса к языкам, вместе с его естественной любознательностью и практицизмом привела его к проведению необычного эксперимента: В 1943 году король приказал отправить двух младенцев жить на изолированный остров Инчкит, где их будет растить глухонемая женщина. Целью этого эксперимента было увидеть, каким языком (если такой будет) смогут овладеть дети. Король верил, что любой язык, если он данный от Бога, должен быть врожденный, и развиваться без всяких лингвистических вкладов.
Эксперименты по языковой дискриминации, такие как этот, имеют длинную историю. Один из самых ранних таких экспериментов в своих работах описывал греческий историк Геродот. Он писал, что в 7 столетии до Рождества Христова, египетский фараон Псамметих I отправил двоих детей жить с пастухом в самую изолированную часть своего королевства, при условии, что с ними никто и никогда не будет разговаривать. Согласно Геродоту, дети постоянно бормотали слово bekos, древнефригийское слово, которое означает «хлеб», что позволяло фараону Псамметиху верить (хоть и ошибочно), что именно Фригия, а не Египет, была самой древней цивилизацией человечества.
Похожие эксперименты проводились Фридрихом II, императором Священной Римской империи («Но его труды были напрасны, для детей, которые не могли жить без хлопанья в ладоши, и жестов, и радости поддержки, и льстивых речей», как рассказывается в одном источнике), и в 16 столетии индийский император Могольской империи Акбар, который выяснил, что дети, которые выросли в изоляции, оставались немыми, даже, когда они вырастали.
Но, независимо от этого, король Джеймс IV, на самом деле провел свой дискриминационный эксперимент на острове Инчкит, в истории которого есть над чем подумать. Как бы то ни было, в 16 столетии шотландский историк Роберт Линдсей из Питскотти включил эксперимент Джеймса в его Историю и Хроники Шотландии, по прошествии 100 лет с самого эксперимента.
Чем же закончился этот жестокий лингвистический эксперимент? Исторические хроники говорят, что дети каким-то образом выучились говорить по-древнееврейски. Однако Сэр Вальтер Скотт позднее прокомментировал это так: «Скорее они научились визжать как их немая нянька или блеять как овцы и козы на этом острове».