– Как строится работа на курсе? Какие выполняются упражнения, какие формы – групповые или индивидуальные – превалируют?
– Некоторые из упражнений взяты из НЛП, но подчеркну, что каждое из них специально адаптировано под задачи данного тренинга. Есть некоторые стандартные упражнения по мнемонике. Однако абсолютное большинство того, что я делаю, – это авторские упражнения, созданные в результате наблюдения над поведением полиглотов в процессе изучения иностранных языков. Это и упражнения по постановке фонетики, и упражнения по активизации понимания на слух, и упражнение по работе с внутренним диалогом, так затрудняющим для многих свободное говорение на иностранном языке, и большое количество упражнений, вырабатывающих стратегии усвоения грамматического материала и многое-многое другое. Абсолютно все упражнения семинара “Игра со временем” – авторские. Недавно я рассказывала о некоторых из них на семинаре “Язык, сознание, культура” при Институте языкознания РАН, и этот доклад вызвал немалый интерес у психолингвистов.
Стараюсь по возможности разнообразить типы упражнений, так что здесь есть и групповые упражнения, и упражнения в парах, в тройках, в шестерках, и индивидуальная работа.
– Можно разделить в учебе психолого-НЛПистскую и лингвистическую составляющие?
– Я согласна со Стивом Дарном, преподавателем английского языка из Измирского университета экономики, который пишет, что фактически НЛП присутствует в обучении иностранным языкам значительно больше, чем мы себе представляем, поскольку преподаватели, использующие суггестопедию, коммуникативное обучение, ролевые игры и язык тела, в действительности обращаются к элементам НЛП.
Но для меня особенно важно другое. Сейчас НЛП воспринимается, прежде всего, в психологическом контексте, но не следует забывать, что одним из двух его основателей был профессиональный лингвист Джон Гриндер. Именно практические наблюдения над языком, над тем, как люди говорят о своих успехах и неудачах, о ценностях и о целях, привели его к пониманию того, что, используя особые языковые средства, можно создавать “программы” более ресурсного поведения человека. К сожалению, в 1980-е годы НЛП все больше стало рассматриваться как набор инструментов для достижения разнообразных прагматических целей. Но развитие в 1990-е годы такого направления языкознания, как когнитивная лингвистика позволяет вновь вернуться к лингвистическим корням НЛП, что я и делаю на своем семинаре.
– Существуют ли особенности работы с разными группами обучаемых (например, топ-менеджеры и менеджеры среднего/низшего звена, мужчины/женщины и т.п.), есть отраслевые особенности?
– Отвечу коротко. Мои материалы несравненно обширнее, нежели то, что можно успеть даже за пятидневный тренинг. Поэтому я работаю по принципу модулей. Каждый раз в зависимости от того или иного состава группы, помимо основной канвы, я ввожу те или иные модули, соответствующие конкретным задачам данной аудитории.
беседовал Александр Лазарев, журнал “Тренинги в бизнесе”